Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Hare Krishna Hare Krishna Krishna Krishna Hare Hare
Hare Rama Hare Rama Rama Rama Hare Hare

Объединения Санкиртана

Официальный сайт

Его Божественной Милости Шри Шримад Мурали Мохана Махараджа

Ачарьи-основателя «Объединения Санкиртана»

Джанмаштами 2019, Лекция 1

08.07.2020

Его Божественная Милость Шри Шримад Мурали Мохан Махарадж в этом году встретил Джанмаштами в г. Минске.

Лекция 1:

Сегодня Кришна ДЖАНМАШТАМИ, День явления Кришны. В этой жизни я 33-й раз отмечаю Этот замечательный День. Теперь большинство людей живут по христианскому календарю, празднуя свой (2019) Новый год, с рождества Христова. Но 5 000 лет тому назад Новый года начинался с Кришна Джанмаштами, со Дня рождения Кришны. Конечно, Кришна, Верховная личность Бога, и индивидуальная Душа, никогда не рождаются. Бог вечен и душа, как Его неотъемлемая частица, тоже Вечна. Но в отличие от Бога, когда душа воплощается, она обуславливается законами материальной природы, в то время как Бог, поскольку его тело духовно, не повержен влиянию материи. На самом деле Он является источником и материи и духа. Как сказано в Бхагавад-гите (4.9), Кришна приходит в этот мир во все том же изначальном духовном теле, и тот, кто постиг Его природу, как Кришна воплощается и как оставляет этот мир, получает освобождение. Из этого нетрудно понять, насколько важно осознать этот факт.

В Бхагавад-гите говорится (4.7-8), что когда принципы религии приходят в упадок и воцаряется безбожие Кришна приходит из века в век, чтобы установить эти принципы религии, уничтожить демонов, и защитить Своих преданных. Так, немногим более 5 000 лет назад на благо всех живых существ, Кришна воплощался, чтобы проявить свои удивительные игры. Это Его лила.

Хотя Кришна никогда не покидает Вриндаван, тем не менее, когда Он приходит в этот мир, то кажется, что Он воплощается. Воплотившись в семье Васудевы в Матхуре, Он становится известен как сын Васудевы и Деваки. Когда мы Его встречаем в Двараке, Он становится известен как Дваракадиша, когда на поле битвы Курукшетры, Он как Партха-саратхи, колесничий Арджуны, как Ядава, глава рода Яду. У Кришны бесчисленное множество имен, например: Кешава, Мадхава, Хришикеша, Пдаманабха, Дамодара, Вамана, Тривикрама… Вишну, Нарайана, Христус, Аллах, Будда… и многие другие — все они Кришна. Из этого следует, что все, кто поклоняется Христу, Аллаху, Будде, Иегове и пр. они поклоняются Кришне.

Бог один! Это не так, что есть два, три бога или у каждого свой Бог. Это означает, что нет ничего кроме Бога. Являясь Абсолютной истиной, источником все сущего, Кришна проявляет Себя как безличный Брахман, те, кто ему поклоняются в этом качестве становятся известными как имперсоналисты, те, кто поклоняются Параматме, медитируя на Сверхдушу, становятся известными как йоги. те кто служат Ему с любовью становятся Бхактами. Поклоняющиеся Иисусу Христу — христианами, Аллаху — магометанами, Будде — буддистами, Иегове — последователями йеговы, а Кришне — кришнаитами.

На самом деле все служат и поклоняются Кришне. Те, кто находятся под влиянием в саттва-гуны, поклоняются Брахме, Шиве, Индре и другим из 33 миллионов полубогов. Те, кто находятся под влиянием тама-гуну, поклоняются духам, те на кого оказывает влияния раджа-гуна, поклоняются сильным мира сего (демонам). Как сказано в Гите, все они поклоняются Кришне, но делают это не так как положено (Бх.г.9.23).
Вот и оцените сами: НЕТ НИЧЕГО КРОМЕ КРИШНЫ. Все находится в Его энергиях. Кришна в сердце каждого живого существа (в сердце христианина, индуиста, атеиста, верующего в Будду, Аллаха или Йегову; в сердце кошки и собаки…) внутри всего (каждого атома) и Кришна над всем. Те, кто познают Абсолютную истину как Брахмана, и видят единство всех существ, равенство, братство и свободу, они реализуют аспект сат, вечное бытие. Те, кто обретают видение Параматмы, медитируя, являются йогами; они реализуют Кришну как Параматму, потенцию сат и чит, — вечное бытие и совершенное знание, и те, кто посвящают себя преданному служению Кришне, реализуют Его как Бхагавана — таким образом, познают все три аспекта Абсолютной истины, сат-чит-ананда (вечное бытие, знание и блаженство).

Примечание:
Весь день преданные Кришны готовятся к этому фестивалю, украшают божества в Храме, готовят праздничный пир, который может состоять из тысячи вегетарианских блюд, сделанных из риса, овощей, фруктов и молока; весь день до полуночи постятся, а когда в наступает полночь и Кришна является, устраивают великий пир, который сопровождается пением ведических гимнов и мантр, прославляющих Кришну, и танцами.
В Гите (13.5)сказано, что Кришну познают через различные Его энергии.

Поле деятельности и тот, кто знает это поле, описаны многими мудрецами в различных разделах Вед. Особенно подробно, с объяснением всех причин и следствий, о них рассказывает «Веданта-сутра».
КОММЕНТАРИЙ: Согласно «Таиттирийе Упанишад» (2.9), брахма пуччхам пратиштха. Одним из проявлений энергии Господа является анна-майя, обуславливающая зависимость живого существа от пищи. Это — материалистическая концепция Всевышнего. Далее следует прана-майя: осознав свою зависимость от Верховной Абсолютной Истины в пропитании, живое существо постигает Ее в признаках или формах жизни.

На уровне гьяна-майи живое существо, осознавшее признаки жизни, начинает думать, чувствовать и желать. Затем оно осознает Брахман (вигьяна-майя) и отделяет свой ум и признаки жизни от своей истинной сущности. Следующей и высшей ступенью самоосознания является ананда-майя, осознание живым существом своей всеблаженной природы. Таким образом, существует пять ступеней осознания Брахмана, которые называются брахма пуччхам. Из них первые три — анна-майя, прана-майя и гьяна-майя — связаны с полем деятельности живого существа. Верховный Господь, которого называют ананда-майя, трансцендентен к материальному полю деятельности. Веданта-сутра также говорит о Всевышнем: «ананда-майо ’бхйасат — Верховная Личность Бога, Господь по природе Своей исполнен трансцендентного блаженства». Чтобы ощутить его вкус, Он распространяет Себя в вигьяна-майю, прана-майю, гьяна-майю и анна-майю.

Считается, что живое существо наслаждается полем деятельности, но испытываемое им наслаждение не имеет ничего общего с ананда-майей. Поэтому если живое существо, желая наслаждаться, поднимется на уровень ананда-майя, оно достигнет истинного совершенства. Таково положение Верховного Господа, который знает все поля деятельности, живого существа как знающего поле и подчиненного Всевышнему, и такова природа поля деятельности. Об этом мы можем узнать из «Веданта-сутры»

КТО ТАКОЙ Кришна, БОГ?

В Веданта сутре дается определение ишвара парма кришна… Кришна — причина всех причин, его тело сат-чит-ананда. Он — причина всех причин, но Ему нет причины. Вот Он, Кришна, и есть Бог.

Другое определение дает Парашала муни: Кришна Бхагаван — тот, кто обладает шестью достояниями: 1) всем богатством, 2) всей славой, 3) всей силой. 4) Всем отречением, 5) всей красотой. 6) всем знанием. В Гите Кришна говорит: Нет истины выше, чем Я. Все покоится на Мне, как жемчужины нанизаны на нить…. (7.7).
И это говорит не только Сам Кришна или Арджуна, Его друг, но то же самое подтверждают и велики мудрецы Асита, Девала, Вьяса, Нарада и др.

Арджуна сказал: «Ты — Верховная Личность Бога, высшая обитель, чистейший, Ты — Абсолютная Истина, вечная форма знания и блаженства. Ты — трансцендентальная личность, нерожденный, величайший. Все великие мудрецы, такие как Нарада, Асита, Девала и Вьяса подтверждают эту истину, и теперь Ты Сам говоришь мне об этом».

КОММЕНТАРИЙ: Кришна — олицетворение вечного бытия, знания и блаженства, вне каких-либо телесных обозначений; Он всецело духовен — парам-брахма; Он находится по ту сторону рождения и смерти, представляет собой место, достигнув которого никто не возвращается в этот временный исполненный страданий мир — парам-дхама; Кришна — Верховная личность Бога — пурушам шашватам дивйам; Он — Бог богов, источник всех богатств, Бхагаван — ади-девам аджам вибхум. Таково утверждение всей ведической литературы. Все ведические писания и мудрецы, знатоки Вед, такие как Нарада, Асита, Девала и Вьяса подтверждают эту истину; подобным же образом Сам Кришна говорит о Себе. Он — изначальный источник всего сущего; у Него нет причины, ибо Он Сам является причиной всех причин и все исходит от Него. Обрести совершенное знание о Кришне можно только по Его беспричинной милости, посвятив себя чистому преданному служению (бхакти).

Кроме этого в более поздние времена истину о Кришне подтверждает Чайтанья Махапрабху и Госвам Вриндаваны. Например, Джива Госвами (величайший из всех философов, который в своих сандарбхах описал Абсолютную истину во всех аспектах) говорит, что при встрече с Кришной никто не устоит, чтобы не служить с любовью и преданностью этой чарующей личности.

В «Бхакти-Сандарбхе» Шрила Джива Госвами дает определение слову «Бхагаван» — Тот, кто обладает всеми видами энергии. Любой, кто приблизится к Нему, тут же испытает страстное желание служить этой чарующей личности бхаджанийа сарва-сад-гуна-висиштха. Каждого, кто желает любить Его, Он притягивает Своей любовью. Бхагаван располагает столь многими привлекательными качествами, что притягивает каждое существо, каждую душу кришнас ту бхагаван свайам. В Кришне есть все. Преданное служение Кришне также находится в Нем. Кришна Сам поклоняется Себе. Его энергия — Он Сам. Он — гуру всех гуру. Не случайно слово «парампара» имеет значение «ученическая преемственность». Все гуру, на самом деле, ученики ади-гуру, Кришны.

ТАКОВ КРИШНА и теперь ближе к Делу.

Есть Парам Брахма — Кришна. Из него возникает Баларама. Шри Кришна Сам проявляет Себя как Баларама — вайбхава пракаша, различие которой состоит только в цвете тела — один темный, другой светлый.
Из Баларамы чатурвьюхи квардра рупа Кришны: Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха.

Лекция 2:

ПРЕАМБУЛА

Бог один, но для блага Своих преданных Он распространяет Себя в бесчисленное множество трансцендентальных форм — адвайта ачьюта анадим ананта рупам… Все эти формы являются воплощением личности Бога, проявлением Его милости, и поэтому не отличны от изначальной формы, Верховной личности Бога, Шри Кришны. При абсолютном единстве Они обладают непостижимым различием как свайам-рупа и свайам-пракаша. Свайам-рупа — это Кришна-пастушок Вриндаваны, а свайам-пракаша — образ, который Кришна принимает в Своих трансцендентальных играх.

Изначально существует только Верховная Личность Бога, Шри Кришна, парам или свайам-бхагаван. Он Него происходит Баларама — полная экспансия. Эта форма Господа отличается от Кришны цветом тела и настроением. Она представляет собой гуру-таттву, изначального духовного учителя, и распространяет Себя во множество других форм. От Баларамы проявляется Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха.
Васудева — это Нарайана, который является источником шести видов аватар: Пуруша-аватар (Каранадакшайа, Гарбхадакшайа, Кширадакшайа); Гуна-аватар, Лила-аватар, Манвантра-аватар, Юга-аватар и Шактивеша-аватар.
В Своих 24-х формах Господь Нарайана играет роль Божества, которому поклоняются на Вайкунтхалоке, на различных планетах духовного мира. Все эти формы Нарайаны отличаются одна от другой последовательностью атрибутов и символов, которые Он держит в Своих четырех руках. Кроме этих личностных экспансий Господь, когда нисходит в материальный мир, принимает формы арча-виграхи, которой поклоняются брахманы, и звуковой образ Своих бесчисленных имен, соответствующих Его трансцендентальным играм и формам. В Кали-югу Шри Кришна воплотился как святое имя, наиболее полное проявление Своей энергии и личности, в трансцендентальной вибрации Харе Кришна маха-мантры: кали-кале нама-рупа кришна-аватара… (Ч.Ч.Ади.17.22).

В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «…из вибраций Я — трансцендентальный слог ОМ, из жертвоприношений Я — воспевание святых имен (джапа)… Из гимнов Я — Брихад-сама, пропетая Господу Индре, в поэзии Я — гайатри, читаемая брахманами ежедневно». «Все изумительные, прекрасные и славные создания возникают из искры Моего великолепия. Зачем об этом тебе знать, о Арджуна? Одной лишь крошечной частицей Себя Я пронизываю и поддерживаю всю вселенную». — Обращаясь к Арджуне, Шри Кришна перечисляет лишь основные Свои проявления, которым нет ни начала, ни конца. — Мое могущество беспредельно» (10.19).
«Я есть Параматма, пребывающая в сердцах всех живых существ, Я — их начало, середина и конец. Из светил Я — лучезарное солнце. Среди звезд Я — луна» (10.20-21). Среди людей Я — царь… среди зверей Я — лев, среди птиц Я — Гаруда… Я — возвышенная наука о душе, среди логиков Я — окончательная истина. Среди творцов Я — Брахма. Я — всепожирающая смерть, и Я — творящий все, чему быть. Из женщин Я — слава, удача, изящная речь, память, рассудительность, верность и терпеливость» (10.34). Я — блеск блестящего, Я — победа, Я — приключение, Я — сила сильного. Я — нравственность стремящихся к победе. Я — безмолвие тайны и мудрость мудрых (10.38).

«О, потомок Вришни, Я — Васудева, а из Пандав, Я — Арджуна… Среди мудрецов Я — Вьяса, из великих мыслителей — Ушана» (10.37). В этой нашей публикации, мы вкратце опишем КВАДРА-РУПУ Господа: Васудеву, Санкаршану, Прадьюмну и Анируддху.

КВАДРА-РУПА

Кришна — Верховная личность Бога, а Баладева (Баларама) — первая Его экспансия. Оба, Кришна и Баларама, явились в этот мир, как сыновья Васудевы, поэтому к тому и другому обращаются, как к Васудеве. Все формы Кришны, где бы они ни появлялись, не отличны от Него Самого и поэтому тоже называются Васудевой. Кришна — причина всех причин и Ему нет причины; непосредственные экспансии Господа называются свамшей, а экспансии Его экспансий вибхинамши (отделенные).

В «Чандогья Упанишад» (5.1.15) сказано: «на ваи вачо на чакшумши на шротрани на манамситй ачакшате прана ити эвачакшате прано хй эваитани сарвани бхаванти — определяющим фактором в теле каждого живого существа является не способность говорить, видеть, слышать или мыслить; центром всей деятельности является жизненная сила». Господь Шри Кришна — источник жизненной силы; Он распространяет ее через Свои экспансии: Васудеву, Санкаршану, Прадьюмну и Анируддху. Благодаря этим экспансиям наше тело обладает способностью говорить, видеть, слышать и мыслить. Все эти способности утрачивают всякое значение, если они не связаны с Верховным Господом. Поскольку Кришна (Васудева) вездесущ, и все сущее есть Васудева, то преданный, обладающий полным знанием, предается Верховной Личности Бога (см. «Бхагавад-гита» 7.17 и 11.40).

В «Шримад-Бхагаватам» (Ш.Б.2.3.10) подтверждается тот факт, что независимо, является ли человек чистым преданным Господа, не имеющим никаких материальных желаний, полон ли желаний или стремится к освобождению из материального плена, в любом случае он должен служить и поклоняться Васудеве:

акамах сарва-камо ва мокша-кама удара-дхих
тиврена бхакти-йогена йаджета пурушам парам

Васудева известен также как Девакинандана, потому что позволил Деваки стать Его матерью; Его именуют Яшодананданой, поскольку Свои детские игры во Вриндаване Он посвятил Яшоде; Его называют Партха-саратхи, потому что стал колесничим Своего друга Арджуны; Господа называют Хришикешей, ибо Он руководил действиями Арджуны на поле битвы Курукшетра. Тот, кто видит все, как проявление Васудевы или Кришны, видит все происходящее в связи с Кришной — воистину видит. Он уже обрел сознание Кришны и достиг цели своей жизни. Освободившись от измышлений ума, он приходит к заключению, что Васудева есть все — васудевах сарвам ити са махатма-судурлабха. Такая душа в этом мире встречается очень редко.

Несмотря на то, что из-за невежества ум человека может быть поглощен материальной деятельностью, все равно он должен попытаться развить любовь к Кришне, посвятив себя преданному служению Васудеве. Только после этого он может рассчитывать на освобождение от материального рабства. В «Бхагаватам» (Ш.Б.4.22.39) мы находим этому подтверждение:

йат-пада-панкаджа-палаша-виласа-бхактйа
кармашайам гратхитам удгратхайанти сантах
тадван на рикта-матайо йатайо ’пи руддха-
срото-ганас там аранам бхаджа васудевам

«Преданные, которые неустанно служат лотосным стопам Господа, с легкостью разрубают тугие узлы желаний (в сердце), связанных с кармической деятельностью. Что же до непреданных — гьяни и йогов, то их попытки остановить волны материальных желаний оканчиваются неудачей. Избавиться от желаний невозможно, поэтому последуй нашему совету и займись преданным служением Кришне, сыну Васудевы».

Пройдя многие рождения в поисках знания, когда человек приходит к заключению, что Васудева есть все, он достигает освобождения от влияния материальной энергии.

В «Шримад Бхагаватам» (4.3.23) сказано:

саттвам вишуддхам васудева-шабдитам
йад ийате татра пуман апавртах
саттве ча тасмин бхагаван васудево
хй адхокшаджо ме намаса видхийате

«Пребывая в чистом сознании Кришны, я всегда выражаю почтение Господу Васудеве. Сознание Кришны — это чистое сознание, и, когда человек обретает его, пелена, застилавшая от него Верховную Личность Бога, Васудеву, спадает с его глаз».

Васудева — Верховная личность Бога, Шри Кришна, сын Васудевы и Деваки, источник всего, что есть материального и духовного. Верховная личность Бога существует в различных, частичных проявлениях как Нарайана, Васудева и пр. Когда Кришна воплотился, как сын Деваки и Васудевы, сначала Он предстал в четверорукой форме Нарайаны, а затем по просьбе Своих родителей принял форму обычного младенца. Подобную мистерию невозможно понять атеистам и тем, кто избегает преданного служения Кришне.

Санкаршана — это вторая из четырех экспансий Господа Кришны в духовном мире; Его другое имя Баларамы, которое дал Ему Гарга Муни. Согласно ведическим писаниям Санкаршана, Прадьюман и Анируддха обладают всеми потенциями Абсолютной личности Бога, являясь полными Его частями. Все они берут свое начало из Васудевы. Неслучайно, в «Пушкара-самхите» брахманам рекомендуется поклоняться квадра-рупе Господа. Если человек поклоняется Господу в этой форме надлежащим образом, согласно принципам, упомянутым в ведической литературе, то он достигнет Васудевы.

Шукадева Госвами Махараджу Парикшиту сказал: «Мой дорогой царь, примерно 240 000 миль ниже Паталы живет другая инкарнация Верховной личности Бога. Он — экспансия Господа Вишну, Ананта или Санкаршана. Его положение всегда трансцендентно, однако поскольку ему поклоняется Господь Шива, инкарнация тама-гуны, то его иногда называют «тамаси». Ананта — Божество материальной гуны невежества, а также ложного эго всех обусловленных душ. Когда живое существо думает: «Я — наслаждающийся, и этот мир создан для моего наслаждения, это концепция жизни продиктована Санкаршаной. В таком сознании обусловленная душа пытается стать Богом (Ш.Б. 5.25.1).

Человека, который обладает демонической природой, Господь держит во тьме невежества. Хотя каждый является неотъемлемой частицей Господа, однако тот, кто забыл это и мнит себя Верховным, Господь помещает его в демоническую форму жизни.

МАХА-САНКАРШАНА

сеи пара-вйоме нарайанера чари паше
дварака-чатур-вйухера двитийа пракаше

«В духовном мире Нарайана с четырех сторон окружен второй экспансией квадра-рупы Двараки. В этом образе Шри Баладева предстает как Маха-Санкаршана. В Маха-Санкаршане берут свое начало те существа, которые принадлежат к пограничной энергии, джива-шакти; они называется пограничной энергией потому, что могут находиться под влиянием либо внутренней, либо внешней энергии Господа» (Ч.Ч.Ади.5.40).
Деятельность в духовном мире проявлена внутренней энергией Господа и протекает в чистом духовном бытии, свободном от влияния гун материальной природы. Это состояние бытия также называется «васудевой».
В «Лагху-бхагаватамрите» Шрила Рупа Госвами, объясняя значение этой шлоки, приводит цитату из «Падма-пураны», где сказано, что в духовном мире есть четыре стороны света, соответствующие востоку, западу, северу и югу, и что в каждой из сторон находятся Васудева, Санкаршана, Прадьюмна или Анируддха. В этих образах Господь пребывает и в материальном мире. В «Падма-пуране» также описывается духовная обитель Ведавати-пура, где обитает Васудева. Санкаршана живет на Вишнулоке, расположенной выше Сатьялоки. Этот Санкаршана известен также под именем Маха-Санкаршана. Прадьюмна обитает в Дварака-пури, а Анируддха живет на острове Шветадвипа в молочном океане, где возлежит на Своем вечном ложе, Шеше, которого обычно называют Ананта-шаей.

васудева-санкаршана-прадйумнанируддха
`двитийа чатур-вйуха’ эи — турийа, вишуддха

«Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха полностью духовны. Верховная Личность Бога, Абсолютная Истина, не относится к числу материальных объектов, доступных эмпирическому познанию или чувственному восприятию» (Ч.Ч.Ади.5.40).

Поэтому размышления не помогают обусловленной душе постичь описанную в ведической литературе четверную экспансию Господа. В «Нарада-панчаратре» Господь Нарайана Сам объясняет суть этого Господу Шиве. Это описание следует просто принять таким, как оно есть. Авторитет Вед настолько велик, что, даже если человек чего-то в них не понимает, он должен принять это на веру, не пытаясь толковать на свой лад, приспосабливая их к себе.

Бытие четверной экспансии духовно, и его можно постичь только на уровне васудева-саттвы (шуддха-саттвы) — чистой благости, которая неизменно сопутствует полной погруженности в осознание Васудевы. Божества четверной экспансии, в полной мере обладающие шестью совершенствами Верховной Личности Бога, выступают в роли наслаждающихся внутренней энергией. Думать, что Господь, Абсолютная Личность Бога, лишен могущества и богатств, или, иначе говоря, считать Его лишенным энергии могут только обманщики. Обман — это профессия обусловленной души и причина ее погружения в невежество. Тот, кто не способен понять различие между духовным и материальным миром, не имеет права рассуждать или говорить что-то о трансцендентной чатур-вьюхе Господа.

В «Панчаратрах» говорится, что личность дживы, именуемая Санкаршаной, изошла из Васудевы, изначальной причины. Прадьюмна и ум изошел из Санкаршаны, Анируддха же, и эго изошло из Прадьюмны. Из этого, однако, не следует, что живое существо (джива) рождается или создается, ибо такое утверждение противоречит Ведам. Как сказано в «Катха-упанишад» (2.18), живые существа, индивидуальные души, не рождаются и не умирают. Все ведические произведения провозглашают истину о вечности живых существ. Поэтому, когда Санкаршану называют дживой, следует понимать, что Он — Божество, повелевающее всеми живыми существами. Подобно этому, Прадьюмна и Анируддха — Божества повелевающи нашими чувствами и умом.

В Ведах говорится, что все, включая саму жизнь, ум и чувства, происходит из Верховной Личности Бога. Ни одно живое существо не может создать ум, ибо, как свидетельствуют Веды, все берет начало в Абсолютной Истине, Верховном Господе.

Санкаршане, Прадьюмне и Анируддхе присущи все проявления могущества абсолютной Личности Бога, и подтверждением тому служат шастры, слова которых являются неопровержимой истиной. Поэтому ни одну из этих четырех экспансий Господа нельзя считать обычным живым существом. Каждое из Божеств — полная экспансия Абсолютного Бога, и, значит, ни одно из Них не уступает Верховному Господу в знании, богатстве, силе, власти, могуществе или других энергиях. Об этом свидельствует «Панчаратра». Только неподготовленные люди — те, кто не изучил «Панчаратры» серьезно, — могут думать, что эти писания противоречат шрути в вопросе происхождения живого существа. То же самое мы находим и в «Шримад-Бхагаватам», где сказано: «Абсолютный Господь, Личность Бога, которого именуют Васудевой и который необычайно добр к предавшимся Ему душам, являет Себя в четырех образах, подвластных Ему и в то же время тождественных Ему во всех отношениях».

Поклонение лила-аватарам Господа, таким как Нрисимха, Рама, Шеша и Курма, позволяет человеку возвыситься до уровня поклонения четверной экспансии, что, в свою очередь, возвышает его до поклонения Васудеве, Верховному Брахману. (Вишну-дхармоттара описывает Рамачандру, и его братьев, Лакшмана, Бхарату, Шатругхну как инкарнации Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи).

Следует признать, что Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха ни в чем не уступают Господу Васудеве, ибо тоже обладают непостижимым могуществом и, как Васудева, способны воплощаться в различных трансцендентных обликах. Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха никогда не рождаются, хотя могут предстать взору чистых преданных в облике того или иного воплощения. С этим согласны все ведические писания. То, что Господь благодаря Своему непостижимому могуществу способен предстать взору преданных, никак не противоречит учению «Панчаратр». Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха являются Божествами, которые повелевают живыми существами, совокупным умом и совокупным эго.

При этом писания решительно отвергают идею возникновения или сотворения живого существа. В «Парама-самхите» говорится, что материальная природа, которой пользуются живые существа, сама по себе инертна, но всегда подвержена изменениям, как поле деятельности для тех, кто стремится к плодам своего труда, и, поскольку материальная природа внешне связана с Верховной Личностью Бога. Она так же, как и Сам Господь, вечна. Живое существо (джива), поэтому в «Панчаратрах» возможность рождения дживы полностью исключается. Все, что однажды возникло, должно когда-нибудь разрушиться. Допустить, что живое существо возникает в определенный момент времени, — значит согласиться с тем, что оно рано или поздно погибнет. Однако в Ведах сказано, что живое существо вечно, а значит, утверждать, будто оно когда-то возникло, было бы ошибкой. Как сказано в начале «Парама-самхиты», лик материальной природы непрестанно изменяется. Поэтому понятия «возникновение» или «исчезновение» приложимы только к материальной природе.

Из первой четверной экспансии — Кришны, Баладевы, Прадьюмны и Анируддхи — происходит вторая экспансия, пребывающая на планетах Вайкунтхи в духовном мире. Таким образом, эти четыре образа Господа на Вайкунтхе представляют собой проявление изначальных четырех экспансий в Двараке. Как уже объяснялось, Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха — это неизменные, трансцендентные, полные экспансии Верховного Господа; Они никак не связаны с материальными гунами. Санкаршана во второй четверной экспансии суть не только проявление Баларамы, но и источник Причинного океана, на водах которого возлежит Каранадакашайи Вишну и, погруженный в сон, выдыхает семена бесчисленных вселенных.

В духовном мире действует божественная творческая сила, именуемая шуддха-саттвой. Это чистая духовная энергия, которая поддерживает планеты Вайкунтхи во всей полноте их совершенств, таких как знание, богатство, могущество и прочее. Действие шуддха-саттвы — это проявление энергий Маха-Санкаршаны, высшего прибежища всех индивидуальных живых существ, страдающих в материальном мире. Когда сотворенный космос уничтожается, живые существа, вечные по своей природе, снова находят прибежище в теле Маха-Санкаршаны.

Именно поэтому Санкаршану иногда называют совокупной дживой. Как духовные искры, живые существа имеют свойство становиться бездеятельными в соприкосновении с материальной природой, подобно тому, как искры, вылетевшие из огня, тут же гаснут. Однако духовная природа живого существа может снова пробудиться, если оно придет в соприкосновение с Верховным Существом. Поскольку живые существа (дживы) могут пребывать либо в материи, либо в духе, их называют пограничной энергией Санкаршана — источник Карана-Вишну, изначального проявления Господа, который творит вселенные. Сам Санкаршана является полной экспансией Шри Нитьянанды Рамы:

танха йе рамера рупа — маха-санкаршана
чич-чхакти-ашрайа тинхо, каранера карана

«В духовном мире Баларама в Своей ипостаси, которую именуют Маха-Санкаршаной, является прибежищем всей духовной энергии. Он — первопричина всего сущего, начало всех начал» (Ч.Ч.Ади.5.42).

чич-чхакти-виласа эка — `шуддха-саттва’ нама
шуддха-саттва-майа йата ваикунтхади-дхама

«Одно из проявлений духовной энергии называется „чистой благостью“ [вишуддха-саттвой]. Чистая благость повсюду царит на планетах Вайкунтхи» (Ч.Ч.5.43).

шад-видхаишварйа танха сакала чинмайа
санкаршанера вибхути саба, джаниха нишчайа

«Шесть совершенств Господа полностью духовны. Знайте, что все они суть проявление богатств Санкаршаны» (Ч.Ч.Ади.5.44).

`джива’-нама татастхакхйа эка шакти хайа
маха-санкаршана — саба дживера ашрайа

«Существует также пограничная энергия, именуемая дживой. Маха-Санкаршана — это прибежище всех джив» (Ч.Ч.Ади.5.45).

йанха хаите вишвотпатти, йанхате пралайа
сеи пурушера санкаршана самашрайа

«Санкаршана — это изначальное прибежище пуруши, из которого материальный мир возникает и в которого он входит после своего уничтожения» (Ч.Ч.Ади.5.46).

сарвашрайа, сарвадбхута, аишварйа апара
`ананта’ кахите наре махима йанхара

«Он [Санкаршана] дарует прибежище всему сущему. Он удивителен во всех отношениях, Его достояния безграничны. Даже Ананта не в силах описать Его величие» (Ч.Ч.Ади.5.47).

турийа, вишуддха-саттва, `санкаршана’ нама
тинхо йанра амша, сеи нитйананда-рама

«Этот Санкаршана, трансцендентная чистая благость, являет Собой частичную экспансию Нитьянанды-Баларамы» (Ч.Ч.Ади.5.48).

майа-бхартаджанда-сангхашрайангах
шете сакшат каранамбходхи-мадхйе
йасйаикамшах шри-пуман ади-девас
там шри-нитйананда-рамам прападйе

«Я простираюсь у стоп Шри Нитьянанды Рамы. Его частичное проявление, Каранадакашайи Вишну, возлежащий на водах океана Карана, — это изначальный пуруша, который повелевает энергией иллюзии и дарует прибежище всем вселенным» (Ч.Ч.Ади.1.19).

ваикунтха-бахире йеи джйотир-майа дхама
тахара бахире `каранарнава’ нама

«Пространство между планетами Вайкунтхи залито сиянием безличного Брахмана, а за ним лежит океан Карана [Причинный океан]» (Ч.Ч.Ади.51).

Безличное сияние, называемое Брахманом, заполняет все межпланетное пространство Вайкунтхи, духовного мира. Дальше его, между духовным и материальным миром, простирается Причинный океан. Материальная природа — порождение этого океана. Каранадакашайи Вишну, который возлежит в Причинном океане, творит вселенные, бросая взор на материальную природу. Сам же Кришна не имеет к материальному миру прямого отношения. В «Бхагавад-гите» подтверждается, что Господь создает бесчисленные вселенные, просто взглянув на материальную природу. Ни Кришна на Голоке, ни Нарайана на Вайкунтхе не соприкасаются с этим творением напрямую. Они держатся в стороне от материальной энергии.

Маха-Санкаршана в образе Каранадакашайи Вишну окидывает взглядом материальное творение, которое простирается по ту сторону Причинного океана. Материальная природа связана с Господом только через этот взгляд, и никак иначе. Говорится, что энергией Своего взгляда Господь оплодотворяет ее. Материальная энергия, майя, не касается даже вод Причинного океана, не говоря уже о Самом Господе, который направляет на нее Свой взгляд с невообразимо большого расстояния.

Сила взгляда Господа приводит всю космическую энергию в движение. Это значит, что материя, какие бы силы в ней ни таились, не может действовать сама. Она приходит в движение по воле Господа, и тогда все мироздание начинает развиваться и функционировать. В каком-то смысле это похоже на оплодотворение женщины. Сама женщина не может зачать ребенка: мужчина должен вложить в нее свою энергию. После зачатия мать обеспечивает развивающийся плод всем необходимым. Точно так же сначала Господь приводит в действие материальную природу, а потом она обеспечивает необходимые компоненты для возникновения космоса.

У материальной природы есть два состояния. В одном из них, именуемом прадханой, она содержит все, что нужно для возникновения вселенной, в другом состоянии, которое называют майей, она проявляет эти компоненты и создает из них всевозможные творения, недолговечные, как морская пена. И все же изначальная причина возникновения этих бренных творений майи кроется в духовном взгляде Господа. Личность Бога — это прямая, или глубинная, причина творения, тогда как материальная природа — косвенная, то есть непосредственная причина. Ученые-материалисты, гордые своими изобретениями и так называемым техническим прогрессом, не способны разглядеть за покровом материи божественную энергию Господа. Поэтому все их «научные» фокусы шаг за шагом ведут людей к безбожию, и ценой тому — растраченная впустую человеческая жизнь. Забыв о подлинной цели жизни, материалисты стремятся создать как можно больше материальных благ и не подозревают о том, что по милости Бога в материальной природе уже все есть. Создавая колоссальный обман под названием «цивилизация», они лишь нарушают естественный баланс, существующий в природе.

Считать, что помимо материальной природы ничего больше нет, и не знать о существовании ее первопричины — значит быть невеждой. Господь Чайтанья пришел, чтобы по Своей беспричинной милости разжечь в людях искру духовной жизни и пламенем, разгоревшимся от этой искры, рассеять царящую в мире тьму невежества.

Чтобы объяснить, как действует майя, заряженная энергией Кришны, автор «Шри Чайтанья-чаритамриты» проводит пример с железным прутом, помещенным в огонь: хотя сам прут — не огонь, он раскаляется и приобретает свойства огня. Точно так же процессы, протекающие в материальной природе, вызваны не самой природой; это энергия Верховного Господа, проявляясь в материи, приводит ее в движение. Электроэнергия передается по медным проводам, но это не значит, что медь и электричество — одно и, то же. Электроэнергия производится на электростанции под наблюдением опытного инженера. Аналогично этому, за всем хитросплетением законов природы стоит могущественное живое существо, личность, подобная инженеру на электростанции. Именно благодаря разуму этой личности весь материальный космос неизменно действует по определенным законам.

Гуны природы, являющиеся непосредственной причиной всего происходящего в материальном мире, приводятся в движение Господом Нарайаной, изначальной причиной. Это можно объяснить на простом примере. Чтобы изготовить глиняный горшок, гончар пользуется глиной, гончарным кругом и другими инструментами, которые служат непосредственной причиной возникновения горшка, однако сам гончар — это главная причина его появления. Точно так же Нарайана является главной причиной появления всего, что есть в материальном мире, а материальная энергия предоставляет лишь необходимые компоненты.

Без Нарайаны все другие причины теряют смысл, как без гончара оказываются бесполезны гончарный круг и другие инструменты. Игнорировать Личность Бога, как это делают ученые-материалисты, — все равно что, интересуясь гончарным кругом, его устройством и другими гончарными инструментами и материалами, упускать из виду самого гончара. Вот почему современная наука создала далекую от совершенства безбожную цивилизацию, забывшую о высшей причине всего сущего. Научный прогресс должен быть направлен к великой цели, и эта цель — Личность Бога. В «Бхагавад-гите» сказано, что после усердных, на протяжении многих жизней, поисков истины великие ученые, предпочитающие эмпирический путь познания, обретают возможность постичь Верховную Личность Бога, причину всех причин. Тот, кто в совершенстве познал Господа, предается Ему и становится махатмой.

Продолжение следует…

Ваш доброжелатель,
Мурали Мохан дас

Наверх