Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Hare Krishna Hare Krishna Krishna Krishna Hare Hare Hare Rama Hare Rama Rama Rama Hare Hare
Tilak
Официальный сайт

Его Божественной Милости Шри Шримад Мурали Мохана Махараджа

Ачарьи-основателя «Объединения Санкиртана»

Главная » Статьи-лекции » 2018-2019 » "Джаганнатха Пури" - выдержка из книги. Фото и видео парикрамы.
просмотров: 343

"Джаганнатха Пури" - выдержка из книги. Фото и видео парикрамы.

Глава 33 книги Шри Шримад Мурали Мохана Махараджа «Према-аватара», стр.285, http://sankirtana.org/prema-avatara-zhizneopisanie-shri-chajtani.html

Джаганнатха Пури.

После Сакши-Гопала Чайтанья и Его спутники направились в Буванешвар, обитель Господа Шивы. Это место знаменито своим озером Бинду-саровар, в котором Господь Шива собрал воды со всех святых мест. Возможно поэтому озеро обладает целебными свойствами. По сей день, оно привлекает в Бхуванешвару тысячи паломников. Издали увидев величественный купол храма Гупта-каши, храма Шивы и Парвати, Господь Чайтанья бегом бросился к нему. Над куполом храма развевался флаг, и прежде чем войти в обитель Шивы, Экамраку, Он поклонился этому флагу. Божество Шива-лингам называлось Вишвешвара. Город, где поклонялись десяти миллионам Шива-лингам, иногда тоже называли Вишвешвара. Прежде всего Господь Гаурахари выразил почтение божествам Шивы и Парвати.

Затем, покачиваясь в экстазе, Он подошел к Махешу. В этот момент губы Его задрожали, слезы ручьями хлынули из глаз, а по телу пробежали мурашки. Шива-лингам, которому здесь поклонялись, был самопроявленный. Поклонившись Божеству, Махапрабху смешался с толпой преданных-шиваитов, громко прославлявших Господа Шиву. Лингам был окружен маленькими лампадками на топленом масле, чтобы преданные могли предложить их Господу Шиве. Шри Чайтанье приятно было видеть любовь, с какой поклонялись Его дорогому преданному. Шива постоянно находится в медитации на Верховного Господа и не может удержаться от танца. Хлопая в ладоши, Господь Чайтанья стал танцевать и петь «Шива, Рама, Говинда!» Увидев столь замечательное зрелище, храмовый священнослужитель предложил Господу Чайтанье Шива-прасад, благовония, сандаловую пасту и гирлянду с божества. Когда преданные Навадвипы увидели, что Чайтанья принял Шива-прасад, они удивились: – Мурари, почему Господь сделал это? Из-за проклятия Бхригу Муни прасад Господа Шивы нельзя принимать. Махапрабху –лучший из брахманов, почему же Он нарушил предписания Вед? – Я лишен разума, чтобы понять Господа. – скромно ответил Мурари Гупта. – Но могу догадаться, что если кто-то проводит различие между Хари (Кришной) и Хара (Шивой), то отказавшись принять Шива-прасад, он совершит оскорбление, Бхригу Муни наложит на него проклятие. Почему? Потому что недооценит славы Господа Шивы. Чайтанья принимает обоих – Хари и Хару – как неотличных друг от друга. Благодаря Шива-прасаду, человек может проникнуться любовью к Господу Кришне. Господа Шиву легко удовлетворить хорошим подношением пищи, если помнить, что он – величайший вайшнав. Такой прасад, без сомнений, освобождает от всех материальных осквернений. В действительности, когда Господь Шива увидел Шри Чайтанью, который пришел получить его даршан, он радостно принял Его как своего дорого гостя. Проклятие Бхригу относится к материалистам, избегающим сознания Кришны. Поклоняясь Господу Шиве в дружеском расположении духа, можно развить любовь к Шри Кришне. Шри Гауранга Махапрабху показал людям хороший путь обретения совершенства. На следующее утро Господь Чайтанья пошел совершить омовение в знаменитом озере Бинду-саровар. Он знал, как дорого это озеро Господу Шиве, и, омывшись в нем, преумножил духовную и целительную силу озера. Господь Чайтанья покидал Бхуванешвару в хорошем настроении. Он радостно пел и шутил со Своими спутниками всю дорогу до Камалапура, рядом с которым протекала река Бхаргинади. Здесь стоял храм Капотешвара (Господа Шивы).

Совершив омовение в чистых водах Бхаргинади, Он пошел в храм выразить почтение Господу Шиве. Он отдал Нитьянанде Прабху Свой посох санньяси и переступил порог святой обители. Нитьянанда Прабху всегда пребывает в глубокой медитации на Господа Чайтанью. Любовь, которую он питал к Господу, опьяняла Его. Получив данду, Господь Нитьянанда рассмеялся. Держа ее перед Собой, Он обратился к ней: – О данда, с какой стати тебя все время носит с Собой Тот, кого Я постоянно ношу в Своем сердце? Мне нестерпимо видеть, когда вместо флейты

Он держит посох санньяси! С этими мыслями Нитьянанда Прабху поднял данду (посох) и ударил оземь. Данда разломалась на три части. Он собрал ее куски и выбросил в реку. С тех самых пор эта река стала известна как Данда-бханга-нади. Как объяснить, почему Нитьянанда-Баларама сломал данду? Очень просто. Он знает сокровенные мысли Господа Чайтаньи. Они вечно, как братья приходят вместе каждое тысячелетие. Оба Они – один Верховный Господь, который явился в двух лицах, чтобы научить людей любви к Богу и показать преимущества перед всеми видами духовной практики и сладость преданного служения. Понять игры Господа Чайтаньи можно лишь по милости Нитьянанды Прабху. Кто еще кроме Самого Господа Баларамы мог сломать данду Господа Гауранги?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати объяснял это деяние Господа Нитьянанды следующим образом: Шри Чайтанья Махапрабху в силу обстоятельств принял санньясу в общине санньяси-майявади, члены которой обычно носят один посох, или экаданду, что символизирует философское единство обусловленной души и Бога, хотя Господь был страстным противником этой философии. Воспользовавшись отсутствием Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрила Нитьянанда сломал этот посох на три части, сделав из экаданды – триданду, что означает «три посоха вместе», которую обычно носят санньяси-вайшнавы.

Триданда символизирует тело, ум и речь, которые триданда-санньяси использует в служении Верховному Господу, Шри Кришне. Эту философию исповедовал Шри Чайтанья Махапрабху. Помимо этого, Нитьянанда Прабху считал, что Господь Гауранга вовсе не нуждается ни в какой данде. Санньяса делится на четыре ступени – кутичака, бахудака, хамса и парамахамса. И только на первых двух ступенях санньяси должен носить посох. Поднимаясь на ступень хамсы и парамахамсы, санньяси повсюду проповедует любовь к Богу, бхакти, и тогда он оставляет свой посох. Шри Чайтанья Махапрабху – это Сам Господь Кришна, Верховная Личность. Он уже лучший из парамахамс и потому не нуждается во внешних атрибутах, в том числе и в данде. Тем временем Господь Гауранга покинул храм и вместе со Своими спутниками вышел на дорогу, с каждым шагом приближаясь к Джаганнатха Пури. Их месячное путешествие завершалось, до Нилачалы отсюда оставалось всего шесть миль. Опасаясь гнева Гауранги, Нитьянанда Прабху шел позади всех, стараясь не попадаться Ему на глаза. Когда Шри Чайтанья Махапрабху издали увидел развевающийся флаг на высоком куполе храма Джаганнатхи, Он в то же мгновенье испытал величайший экстаз. Его сердцем переполнила Кришна-према. Все, что с Ним происходило далее, было так удивительно, что не поддается описанию. Он весь дрожал и еле передвигал ноги. Взгляд Его был прикован к шпилю храма Джаганнатхи. Он спотыкался на ровном месте, а с Его уст беспрестанно слетали шлоки на санскрите. – Взгляни, Кришна, на Меня! Непостижима трансцендентная природа Твоих игр! С этой фразой на устах Он на каждом шагу спотыкался и терял сознание. Так продвигаясь вперед, Господь совершал полные поклоны, дандаваты. Вместо того чтобы идти ногами, Он падал, как золотая палка, и поднимался, измеряя путь длиной Своего распростертого тела. Он снова поднимался, смотрел на развевающийся флаг над храмом Джаганнатхи, произносил стих и снова падал на землю. Все, кто Его видел, замирали от изумления и страха, разинув рты. Никто не был способен на такое. Шри Чайтанья был живым воплощением трансцендентной любви к Кришне. Как удачливы были души, с замиранием сердца наблюдавшие экстаз Верховного Господа. «Без сомнения, это Сам Всевышний, Господь Нараяна!» – говорили они. Преданные шли рядом с Господом, ограждая Его от толпы. Путь от Камалапуры до Атхара-наллы занимал не более полутора часов, но Господу потребовалось времени в шесть раз больше. Каждое мгновенье длилось как двенадцать лет. В Атхара-налле Он пришел в Себя, спрятал Свои чувства в глубине сердца и Спокойный и уравновешенный сел на обочине дороги рядом со Своими спутниками. Как бы спохватившись, Чайтанья спросил: – А где Моя данда? Нитьянанда медлил с ответом. – Куда Ты дел Мою данду? – переспросил Он снова. – Твое молчание причиняет Мне боль! С чувством сожаления в голосе Нитьянанда сказал: «Танцуя, когда Ты стал падать, я не смог Тебя удержать, и мы оба повалились на Твой посох. Конечно, он не выдержал и сломался на части. Где теперь эти обломки? Я не знаю. Если Ты хочешь, то можешь наказать Меня. Это будет справедливо»

Господь рассердился не на шутку. – Ты всегда все делаешь так, чтобы досадить Мне. – сказал Чайтанья. – Моя данда – это обитель полубогов. Зачем ты сломал ее? Ты – беспокойный и ненадежный друг. Ты всегда ведешь Себя как сумасшедший или ребенок! Ты вне варнашрамы и совсем не следуешь дхарме. Твое поведение выходит за рамки приличия. А когда Я делаю тебе замечание, ты просто игнорируешь его. Господь Нитьянанда низко склонил свою голову, чтобы спрятать улыбку, и ответил дрогнувшим голосом: – Да, Я не следую правилам и предписаниям Вед. Кому, как не Тебе знать, что хорошо и что плохо. Ты знаешь все. Ты говоришь, что Твоя данда – обитель полубогов. Но как Мне терпеть то, что Ты носишь их всех на Своих плечах? Ты заботишься о благе других, но Я думаю о Твоем благе. Зачем Мне причинять Тебе беспокойства? Если Я совершил оскорбление, пожалуйста, прости Меня. Весь мир может быть спасен, лишь раз повторив Твое имя. Ты освобождаешь все падшие души. Пожалуйста, спаси меня! Твоя санньяса убила всех преданных. Они до сих пор не могут поверить, что Ты остриг Свои прекрасные волосы. Они украшали Тебя подобно великолепной короне. Они дарили радость каждому. Я не мог видеть печаль Твоих преданных. Их печаль жгла Мне сердце огнем. Если ты не веришь, спроси у них. Ради Твоих преданных Я сломал данду. Это была не простая палка, а стальной, раскаленный до бела прут, который пронзал наши сердца. Господь Чайтанья выслушал Нитьянанду Прабху с сожалением и досадой. Он так не любил, когда люди подражают парамахамсам, нарушая обет, отбрасывая посох санньяси. Он не хотел видеть Себя в роли отступника и дешевого имитатора. Он считал Себя слугой Господа Кришны, смиренным и скромным. Оставшись без данды, Шри Чайтанья был очень сердит за это на Нитьянанду. – Ты привел Меня в Нилачалу, город Господа Джаганнатхи, и Я благодарен тебе за это! – сказал Он Нитьянанде. – Но единственное, что у Меня было – это данда, и Ты не сохранил ее. Я не пойду с Тобой! Иди впереди или сзади – как хочешь! Оставь Меня. Услышав это, преданные Господа были очень озабочены. Первым к Нему обратился Мукунда Датта. Он сказал: «Мой дорогой Господь! Позволь всем нам остаться с Тобой! – НЕТ! – сказал Чайтанья. И весь путь от Атхараналы до Джаганнатха Пури Он шел один. Он быстро оторвался от Своих друзей, и они следовали за Ним на большом расстоянии. На самом деле никто из них так и не понял, почему Нитьянанда сломал посох и почему Шри Чайтанья допустил это, а потом так рассердился. История о сломанном посохе имеет глубокий смысл! Господь Джаганнатха, покоренный любовью Чайтаньи распростер Свои длинные руки и предстал перед Ним: – Иди, иди ко Мне! – позвал Он. Господь Чайтанья замер на мгновение, потом упал в пыль и стал кататься по земле. Когда Господь Джаганнатха исчез, Гаура заплакал так громко, что Господь снова появился перед Ним, повергнув Его в безграничную радость. Наконец, Чайтанья достиг городских ворот и направился прямо к храму.

В Джаганнатха Пури, чьи очертания напоминают раковину, проживают не более 80 тыс. жителей. Расположен он на берегу Бенгальского залива. На всю Индию он известен своим огромным храмом Господа Джаганнатхи (Кришны), «Господа вселенной», который с незапамятных времен был самой большой святыней, средоточием жизни всего города. Храм, часто называемый «Шри Мандир», стоит на возвышенности Нилгири, «Синий холм». Согласно летописи, которая велась на пальмовых листах, храм очень древний. Самая высокая его твердокаменная башня (215 футов), увенчанная высоким шпилем и флагом, видна на много миль вокруг. От первоначальной архитектуры храма с течением столетий не осталось и следа, так как храм перестраивали много раз. Последняя реконструкция его была предпринята в I веке н.э., хотя в XIII веке усилиями царя Чхадоганги Дева и его преемника Анангабхимы храм сильно обновился. Однако, местонахождение его всегда оставалось неизменным. По традиции, не индусам не позволяется входить в этот храм.

Центральный храм, что характерно для Ориссы – это небольшое царство, которое состоит из четырех строений: Бхога Мандар, где каждый день готовится для божеств 54 блюда; Наата Мандар, большой танцевальный зал для удовлетворения Господа; Мукхасала, где Господь дает даршан Своим преданным; и Бада-деула, главное помещение храма. Храм этот самый высокий в Джаганнатха Пури и во всей Ориссе. Великолепно отстроенный, он окружен двумя соединенными стенами. Внешняя стена имеет протяженность в 665 футов в длину и 644 – в ширину. Внутренняя стена поменьше – 420 футов в длину и 315 в ширину. Легендарные ворота окружают храм. Восточные ворота называются Симха-двара –«Львиные ворота», а южные, северные и западные носят названия Лошадиных, Слоновых и Тигровых. Через эти ворота проходит многочисленная толпа, чтобы взглянуть на своего возлюбленного Господа, который возвышается на Своей Ратна Симхасане высотой в пять футов. Сам Господь Джаганнатха примерно такой же высоты, тогда как Его старший брат Баладев около шести футов, а сестра Субхадра – около четырех. Несмотря на определенные размеры, божества выглядят огромными, и человек невольно проникается почтением к ним, обретя счастливую возможность их увидеть. Жители Джаганнатха Пури ежедневно приходят взглянуть на божества и вкусить маха-прасада, пищу, предложенную Господу, которой неизменно поддерживают себя тысячи людей. Но более всего божества довольны в дни пышных праздников, когда Они предстают перед глазами Своих преданных во всем великолепии убранства и одежд.

Издавна в храме строго поддерживается самое пышное поклонение трем главным божествам – Господу Джаганнатхе, Владыке Вселенной, Его сестре – божественной Субхадре и старшему брату, Господу Баладеве. История о том, как Господь Джаганнатха появился в Пури, очень необычна.